Пожалуйста, если вы используете блокировщики рекламы, отключите их на данном сайте. Из-за минимальной доходности блога я вынуждена работать только офф-лайн, поэтому вы не можете получать новые уникальные материалы. Давайте помогать друг другу! Спасибо.

понедельник, 17 декабря 2018 г.

Тренировка памяти: как развить и улучшить её работу – действующие советы

Улучшение и тренировка памяти

Как устроена наша память, как понимать любой текст и запоминать его, как запоминать не связанные между собой факты, как успешно готовиться к зачетам и экзаменам в школе и многое другое вы найдете в этой статье. Возможно, и волшебная таблетка для запоминания не пригодится...

Память, драгоценная способность сохранять в сознании пережитый жизненный опыт, получила своё название от мифической Мнемозины, матери муз, покровительствовавших наукам и искусствам.

Пока человек обладает этой способностью, он живёт полноценной жизнью, осознаёт собственное «я», способен воспринимать, запоминать мир, обучаться, мыслить, разговаривать, узнавать близких, а значит и любить. Но, если человека лишить связи с прошлым, то он в конце концов превращается в вечного младенца.

Прежде чем разбираться со способами улучшения памяти следует научиться понимать, когда у человека начинается процесс разрушения памяти (амнезии)?

Французский психолог Т. Рибо выявил закономерность, из которой следует, что сначала забывается то, что было усвоено недавно, потом забывается то, что усваивалось раньше, захватывая все стороны умственной деятельности, потом забываются даже привычки, детские воспоминания, процесс разрушения может дойти вплоть до утраты инстинктов и рефлексов (сколько, кстати, самостоятельно проживёт человек, потерявший инстинктивную память о чувстве жажды или голода?).

Другое дело, что только память, хорошая или плохая, разумеется, не может быть единственным инструментом, определяющим успехи и неудачи, открытия и заблуждения.

Как работает память?

Строение мозга человека

Память начинается с того, что поступающие из окружающего мира (образы, слова, впечатления) воспринимаются нашими органами чувств с помощью нервных окончаний, в результате остается сенсорный (зрительный, слуховой, тактильный) след и эта сенсорная информация направляется в виде сигналов в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, гиппокаме и лимбической системе полученные сигналы анализируются, сортируются и перерабатываются в новую для организма информацию.

Гиппокам сортирует сигналы, отбрасывает случайные, помогая наилучшей организации образования следов в долговременной памяти. Он же участвует в извлечении следов из долговременной памяти под воздействием мотивационного возбуждения. Височная область по предположениям учёных устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах головного мозга, прежде всего в коре больших полушарий, то есть по сути перестраивает нервные сети. Уже потом следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Таким образом информация сохраняется, а насколько хорошо она сохраняется зависит от того, как часто человек прибегает в своей дальнейшей жизни к полученной информации. Логично, что случайная информация, которая не нужна человеку в его жизни, будет забываться.

Наконец, сохраненный в памяти материал может извлекаться из памяти путём возобновления нервных связей, которые образовались ранее при восприятии предметов и явлений. При этом для припоминания человеку может понадобиться некоторое усилие воли, когда в памяти отбираются элементы, нужные для решения требуемой задачи. Этот процесс называется воспроизведение.

Более простой вариант воспроизведения – это узнавание, когда объект или предмет воспринимается как уже знакомый, известный человеку по прошлому опыту.

Максимально упрощенно можно работу памяти можно сравнить с работой технического устройства. Сначала информацию, например, музыку, надо записать, например, с помощью микрофона, который переработает звуковые сигналы в электрические, передаёт их для обработки дальше другому устройству, чтобы потом информация была физически записана на подходящий носитель. Это запись. Потом мы вставляем, например, флэшку с записанной композицией, нажимаем на кнопочку, звучит музыка, записанная когда-то раньше. Это воспроизведение. Если запись не нужна, её можно стереть. Это забывание.

Хорошей памятью, безусловно, можно назвать способность запоминать быстро и много, хранить приобретённые знания долго, воспроизводить точно и вовремя. Однако, информация, которую мы получаем из внешнего мира бывает разная. Память на слова – словесно логическая, у гимнастов должна быть хорошо развита память двигательная, некоторые музыканты после прослушивания могут воспроизвести музык по памяти – у них хорошо развита музыкальная память, актёр вызывает у себя слёзы, вспомнив драматичный случай из своей жизни – он использует эмоциональную память и т.д. и т.п.

Должна ли хорошая память сочетать все виды и типы памяти? И возможно ли существование человека с такой абсолютной памятью? Сделала бы она его жизнь комфортной? Сумел бы он распорядиться такой способностью во благо себе и людям? В конце концов, не сошёл бы такой человек с ума от постоянных воспоминаний и ассоциаций? Я думаю, что, если бы Создатель и наградил кого-то из обычных людей такой памятью, этому бедняге было бы трудно безропотно жить с таким даром.

Хотя, конечно, в истории были люди с подобной фантастической памятью, которые, обладая незаурядными личными качествами становились широко эрудированными людьми, посвятившие себя творчеству во многих сферах, блистательными собеседниками и ораторами.

Тут возникает вопрос, а достижимы ли такие прекрасные результаты людям с обычной памятью? Озаботимся же тем, чтобы заставить её служить на как можно лучше.

Конечно, наши познавательные процессы не сошлись клином на памяти, напротив, таких процессов очень много: восприятие, ощущение, память, мышление, речь, воображение, эмоции, мотивации и др. И все эти процессы взаимодействуют друг с другом. Например, воспринимать можно только помня то, что воспринималось прежде, «переварив» услышанное и увиденное. В большой степени на то, что и как мы познаём влияют наши чувства, желания, намерения, цели и задачи.

Непроизвольное запоминание

Процессы познания делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К примеру, человек может задаться целью цель что-то услышать, увидеть, запомнить, представить, обдумать... А иногда нам что-то запоминается, представляется, привлекает к себе внимание «случайно». Хотя, если разораться, потом окажется, что девушка после просмотра фильма «почему-то» запомнила фасоны, а юноша – марки автомобилей, хотя никто из них не намеревался запомнить что-то нарочно.

Так и получается в жизни, что всё, мы специально не пытались запоминать, а оно «само запомнилось», проникло в наше сознание благодаря непроизвольному запоминанию. Таким способом, например, маленький ребёнок учится говорить.

Однако, непроизвольно человек запоминает вовсе не всё подряд, а только то, что связано с его личными интересами и пристрастиями, или с его профессией. Человек прежде всего вспоминает не то, то он думал, а что он делал.

Поэт А. Вознесенский писал свои стихи после прогулок, воспоминания о проделанном пути выливались в стихи: «Во время ходьбы ритм улиц, сердечной смуты, толпы или леса ощущается почти что осязанием, предсознанием. От Стремянного до Лаврушинского написалась «Параболическая баллада».

На этой особенности человеческой памяти были построены советские учебники: конкретные упражнения с заданиями типа «спишите и вставьте пропущенные буквы», «подчеркните», «придумайте предложение с союзом», а все новые теоремы и математические правила запоминались «сами по себе» путём прорешивания соответствующих задачек.

Хороший актёр тоже никогда не зазубривает свою роль, он просто внутренне «проживает» свою роль, примеряет на себя состояние героя, которого он играет, старается выявить линию психологических поворотов сюжета – и это служит ему основой для запоминания.

Психолог и профессор МГУ Б. Зейгарник обнаружила интересный эффект, названный её именем. Проводился эксперимент, при котором участникам давалось 20 разных заданий, которые надо было выполнить быстро и точно, тут была и лепка, и изготовление ящиков из картона, и небольшие математические задачки. Причем работа над половиной задач прерывалась, когда исполнители только вошли во вкус.

Когда испытуемых просили перечислить то, что они делали, выяснилось, что прерванные задачи запоминались лучше завершенных в два раза. Вероятно, это обусловлено тем, что если задача выполняется, то психическое напряжение спадает, забывается всё, что с ним было связано, забывается. Когда исполнение решения прерывается, напряжение не исчезает и само дело откладывается в памяти.

Такая непроизвольная память есть уже у животных. А вот сознательная деятельность человека требует уже воли, целенаправленности и активности. Запоминаем мы не только то, что само застревает в памяти, но что нужно. Такая деятельность по сознательному запоминанию имеет свои цели, мотивы, средства, объекты и результаты.

Сознательное запоминание

Чтобы что-то запомнить, нужно для начала иметь цель, с которой мы хотим запомнить данную информацию. Можно всю жизнь читать достаточно короткую молитву по молитвослову, но однажды, когда молитвослова не окажется радом обнаружить, что молитву эту без подсказок вы не помните. А можно потратить лишних 10 минут и выучить эту молитву наизусть, если поставить перед собой именно эту цель.

Бывает, преподаватель проводит со студентами игру на запоминание пар слов, собственно, это популярный эксперимент на уроках психологии в педагогических вузах:

книга — окно
рука — туча
вилка — дело
чашка — трава
кошка — свеча
гора — краска
якорь — кино
сосна — ложка
бритва — солнце
танец — река.

Студенты должны на слух запомнить все пары и потом воспроизвести второе слово из каждой пары, а преподаватель читает им только первое слово. С нами тоже проводили подобный эксперимент, все студенты как правило, хоть что-то запоминают. А вот преподаватель так и читает список по бумажке – он за то время, что преподаёт эти пар слов не выучил, потому что и не пытался, они и так у него на бумаге записаны.

Другой эксперимент в парах, когда один студент исполнял роль экспериментатора, а другой был в роли испытуемого. Экспериментатор должен был озвучить последовательно появлявшиеся перед ним 20 бессмысленных слогов, а испытуемый должен был эти слоги запомнить.

На следующий день обоих студентов из пары просили воспроизвести слоги, которые они запомнили. Выяснилось, что те, кто исполнял функцию экспериментатора в среднем запомнили 10,8 слога (это результат непроизвольной памяти), а те, ком эти слоги читались для произвольного запоминания, вспомнили в среднем 15,9 слога, что говорит о преимуществе целенаправленного запоминания.

Еще лучше результаты получаются, когда человек запоминает нечто имеющее смысл.

Человек, который должен запомнить подобные пары слов после прочтения, воспроизведет безошибочно почти в 100 случаях из 100:

почта — письмо
буква — слово
касса — деньги
стакан — кофе
небо — звезда
театр — драма
сани — зима
гнездо — птица
рыба — вода
трактор — поле

На этом явлении должны быть построены все методы обучения: не заставлять ничего зазубривать, учить нужно только то, что хорошо понятно.

Причем, применить это правило можно и к словам из первого столбца: например, «книга – окно» можно представив книгу, лежащей на окне, а «кошка — свеча» как свечку в виде кошки. При таком осмысленном подходе результат запоминания также достигнет 100%.

На эксперименте со столбцами можно увидеть еще одну закономерность запоминания — «эффект края». Первые и последние слова чаще всего запоминаются лучше. Наверно, этим пользуются люди, стремящиеся в споре оставить последнее слово за собой, а вот еще анекдотичный случай со Штирлицом из «Семнадцати мгновений весны»: побеседовав для начала с гестаповцем на интересующую тему, попросил потом таблетку от головной боли. Спрашивается, зачем приходил? Взять таблетку!

Нужно понимать, что нет никакого смысла учить «до семинара», «назавтра», «до экзамена»... Учить надо с установкой «навечно». Особенно, если заученное потом может пригодиться в жизни.

Чтобы запомнить что-то сознательно, надо провести специальную мыслительную обработку, которая состоит из нескольких этапов.

Для начала информация для запоминания разбивается на короткие порции, иногда это получается само собой, но нередко этот приём следует применять сознательно.

Затем надо определить смысловые опоры, на которых держится весь материал для запоминания. Примером таких опор служат тезисы (главные мысли в виде кратких положений) или развёрнутый/подробный план (опять вспоминается, как нас в школе учили перед изложением писать план – сразу появлялось представление о том, что и в какой последовательности писать).

А вот как стоит изучать трудные тексты со сложными абстрактными суждениями. Бывает, при чтении текст, с виду вроде понятен (слова-то вроде знакомые) и всё же основная мысль как-то ускользает. Пытаешься понять о чём написано, читаешь ещё и понимаешь, что о чём-то другом говорится, ещё раз перечитываешь и улавливаешь, наконец, суть и закрепляешь это кратким тезисом – так получается отличная опора для запоминания.

Поможет строить смысловые опоры и смысловая группировка, когда человек разбивает текст на кусочки понятным ему самому образом, а потом составляет из них осмысленную мозаику. Для ясного понимания предмета изучения очень помогает умение объединить знания, полученные из разных источников.

Так, в советской школе, которую так стараются теперь заклеймить, предметы давались так, чтобы одни и те же явления осветить с разных позиций и подходов. Например, рассказанные на уроке истории причины-факты-следствия о восстании Стеньки Разина живо обыгрывались, например, в стихах Пушкина на уроках литературы, а на уроке музыки слушали оперу композитора Н. Я. Афанасьева «Стенька Разин».

Современная школа учит по принципу, когда знания об одном и том же лежат параллельно на разных полках сознания мёртвым грузом и не дополняют, не углубляют, не усиливают друг друга.

Бытует ошибочное суждение, что мышление начинается там, где кончается память. Однако мышление и память тесно связаны: кто хорошо думает, тот прекрасно запоминает.

Все приёмчики, ухищрения для запоминания нацелены только на конечный результат – воспроизведение, вспоминание. Некоторые ученые полагают, что человек якобы вообще не забывает ничего, просто он не в состоянии вспомнить (прям как в сериале, в котором главная героиня страдает амнезией).

А нередко то, что запомнилось, воспроизводится как бы само по себе, непроизвольно. Особенно легко обычно происходит узнавание, без которого невозможно осмысленное восприятие.

Узнавание

Узнать равно присовокупить воспринятое в систему нашего опыта и знаний, отнести к определенной категории и т. д. Узнавание сопровождается характерным чувством знакомости: уже «видел», «услышал», «пробовал»... вот просматривает ученик учебник дома, узнает то, о чём речь шла на уроке, «а, ну это я и так знаю», закрывает учебник. А вот вызвали его к доске, где он беспомощно старается уловить подсказки, а в результате – «Опять двойка».

А вот другой ученик – этот отвечает без запинки. И тут становится обидно – я же тоже это знал.... Знал или «узнал»? Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Не потому ли «счастливый билет» вытягивает товарищ. Не это ли причина того, что счастливые билеты обычно достаются не тебе, а товарищу? И «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Легче узнавать, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Хотя ошибки случаются и здесь. Например, то что принято называть «déja vu», мнимое узнавание, когда приезжаешь в новый город или попадаешь в новую ситуацию, а кажется, что все это уже было… Некоторые всерьёз рассуждают о перевоплощениях и воспоминаниях из «прошлой жизни». Тогда как на самом деле нас подводят ассоциации – что-то кажется похожим, а воспринимается, будто всё повторилось.

Ассоциации

Связи между отдельными звеньями воспринятого – ассоциации, очень важны в процессе припоминания, а значит, и в запоминании. Что воспринимается вместе, вместе и запоминается: связи в памяти – это зеркало связей, существующих в жизни. Элементы запоминания ассоциативно не только разнообразно связываются между собою, но и с элементами случайными.

Например, один раз я не узнала маму, бледную и худую от болезни, выписавшуюся из больницы, тихо сидящую в уголке автобусной остановки в ожидании транспорта. Я и не предполагала, что это она там сидит и, погружённая в свои мысли, уже было собиралась перейти на другую сторону улицы, когда она меня окликнула и встала с лавочки. Я, наконец, посмотрела внимательнее в тот угол и увидела едва знакомые черты, которые на дневном свете казались еще более заострёнными, мама была похожа на тень, при больничном освещении это не так бросалось в глаза. Меня это здорово напугало.

И теперь только эта остановка, и никакая другая, каждый раз напоминает мне о маме. Я даже помню во что она тогда была одета, (вот что значит для запоминания ситуация, когда вы пропускаете все через эмоции). Вот такой грустный пример про ассоциации по смежности.

Очень часты с другой стороны ассоциации по сходству, на которых основано большинство всех лирических метафор и сравнений. Вот такие простые они у Есенина:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Или символические и усложненные у А. Вознесенского:

На черной Вселенной любовниками отравленными
Лежат две поэмы,
как белый бинокль театральный,
Две жизни прижались судьбой половинной —
Две самых поэмы моих соловьиных!

Ассоциации тут уже связаны по смыслу и по противоположности.

Ассоциации переполняют нашу память, выдавая на-гора клише-воспоминания, клише-сравнения, клише-мысли. Люди намертво связаны друг другом и своими творениями. «Ромео и Джульетта», «Стрекоза и муравей», «Шестисотый мерседес»…

Быстро называй вслух ответы, не задумываясь!
2+3
6−5
341+0
2+53
Русский поэт?
Домашняя птица?
Фрукт?
Часть лица?
Ты назвал: Пушкин, курица, яблоко, нос? Если да — у тебя стандартное мышление!
Если нет, то ты среди тех 2% людей, кто имеет «другое» или «нестандартное» мышление. 98% людей называют именно эти ответы. Eсли не верите, проверьте на своих родственниках и знакомых! (взято из интернета)

Это скорее исключение, касающегося того, что лежит на поверхности, чем правило.

Правило другое: одни и те же слова-стимулы вызывают то, что связано с опытом конкретного человека, его профессией, мыслями и чувствами: «яблоко» для ботаника или дачника – фрукт, для окулиста – часть глаза, для айтишника «марка компьютерной техники», для стрелка – «цель». Для либерала – «политическая партия» и т. д.

Применение ассоциативного метода популярно у психологов и психиатров для исследования личности. В так называемом ассоциативном эксперименте испытуемому читают слова, а они в ответ должны произнести первое пришедшее на ум слово. Расчёт тут на «у кого что болит», ну а если не говорить не хочет, значить есть что скрывать. Попытки использовать этот метод в криминалистике спародированы в «Эксперименте профессора Роусса» К Чапека:

– Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое вам придет в голову. Итак, внимание! Стакан... Стакан, — повторил профессор Роусс.
- Пиво, — проворчал Суханек.
- Вот это другое дело, — сказала знаменитость. — Теперь правильно.
Суханек подозрительно покосился на него: не ловушка ли вся эта затея?
— Улица, — продолжал профессор.
— Телеги, — нехотя отозвался Суханек.
Надо побыстрей. Домик.
— Поле
. — Токарный станок.
— Латунь.
— Очень хорошо.
Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры.
— Мамаша
. — Тетка.
— Собака.
— Будка.
— Солдат.
— Артиллерист.
Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло.
Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!
— Дорога, — бросил ему Роусс в стремительном темпе.
— Шоссе.
— Прага.
— Бероун.
— Спрятать.
— Зарыть.
— Чистка.
— Пятна.
— Тряпка.
— Мешок.
— Лопата.
— Сад.
— Яма.
— Забор.
— Труп!
Молчание.
— Труп! — настойчиво повторил профессор. — Вы зарыли его под забором. Так?
— Ничего подобного я не говорил! — воскликнул Суханек.
— Вы зарыли его под забором у себя в саду, — решительно повторил Роусс.
— Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Все ясно.
Преступник был разоблачён.

Идею такого ассоциативного эксперимента в сочетании с методикой регистрации эмоционального человека воплотил в жизнь А Лурия в 20-е годы, изобретя подобие «детектора лжи». В его исследовании сначала определялось, какую непроизвольную реакцию вызывает восприятие или иного слова. К примеру, бралась кожногальваническая реакция — разница электропотенциалов наружной и внутренней сторон ладони, которая чутко отзывается на изменение эмоционального состояния человека.

Выяснилось, что близкие по смыслу слова дают сходную объективную картину. Например реакция на слово «скрипка», была наиболее близкой с реакцией на слова «смычок», «скрипач», «струна», несколько менее похожей с реакцией на слова «флейта», «рояль», «соната», слова «корова» или «печка» не вызвали никакой реакции.

Ассоциативный эксперимент очень любят психологи. Показателен (в том числе и для анализа отношений в семье) эксперимент, когда испытуемых разделили на три группы по степени симпатии друг к другу – то есть группа позитивная, где все относились друг к другу по-дружески, группа нейтральная и группа негативная, её члены враждовали друг с другом.

Экспериментатор называл пусковое слово- раздражитель, а испытуемые должны были ответить первым пришедшим в голову существительным. Первый отвечал экспериментатору, второй реагировал на слово первого, третий подхватывал реплику второго, а четвертый — третьего. По данным конечной обработки результатов выяснилось. Так, наиболее распространенной тематикой ассоциирования для позитивной группы оказалась… «сексуальная».

Уважаемые супруги, не кричите друг на друга, говорите друг другу нежности и будете всегда в «позитивной группе». А будете ругаться – учтите, что для «негативной группы» любимой тематикой оказалась «судебная» и «военная» (да уж, развод при таком раскладе, похоже неизбежен).

Для индифферентной группы выделить что-то особое не удалось.

Итак, если ассоциации обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение, материал благодаря им легко вспоминается, то в процесс, когда ничего само на ум не приходит и приходится вспоминать, выполнять активный, иногда нелёгкий умственный труд, называется припоминанием...

Кстати, педагог с мировым именем, К. Ушинский писал, что ребёнка нужно понемногу приучать к упорному припоминанию, поскольку причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний.

Современная ювенальная юстиция пытается запретить родителям как-то воздействовать на детей, «проявлять насилие», заставляя их учиться. Министерство образования поддакивает и одобряет новые учебники, где всё должно быть развлекательно, «без напряга». Учение «без напряга» это, кстати, тема про непроизвольную память, которая проигрывает произвольной минимум в полтора раза, а останется ли что-то от такого «обучения уже в долговременной памяти» вообще вопрос риторический.

Ведь истинное учение суть интеллектуальный труд, разве ребёнок, не воспитанный к таковому труду захочет учиться? Захочет ли он пытаться понимать прочитанное, целенаправленно запоминать, выстраивая смысловые опоры? Скорее он забудет всё наспех зазубренное, едва покинет порог экзаменационной комнаты.

Забывание

Кстати, привычка забывать связана с некоторыми профессиями, вынужденными «пропускать» через себя много разнотипной информации. Э. Хемингуэй, к примеру, писал, что ему трудно заниматься газетной работой, которая «учит забывать каждый день о том, что случилось накануне», и таким образом «начинает усиленно разрушать память».

Однако есть вещи, о которых мы помним долгие годы, а что-то забывается уже на следующий день. Давно уже подмечена связь забывания с чувствами и переживаниями человека. Немецкий философ Ф. Ницше считал, что память выталкивает из сознания человека те мысли и переживания, которые ему угрожают.

С эмоциями, с отношением человека к тому, что предстоит сохранить в сознании, связывал память К. Ушинский:

Если то, что заучивается детьми, не пробуждает в них никакого чувства, желания и стремления, то тогда заученное не может иметь никакого непосредственного влияния на их нравственность, но если чтение или учение, как говорится, затрагивает сердце, то и в памяти останутся следы комбинаций представлений с чувствами, желаниями и стремлениями, пробужденными чтением или учением, и такой сложный образ, след, возбуждаясь к сознанию, пробудит в нем не только представление, но и желание, стремление, чувство.

Различные события, факты, сведения могут радовать и огорчать, вызывать удовольствие или приносить страдание. З. Фрейд многие факты забывания истолковывал как воздействие вытеснения. Из сознания вытесняется то, что нам неприятно, уязвляет наше самолюбие, связано с тяжелыми переживаниями.

Пациенту З. Фрейда всё время что-то препятствовало отправить написанное письмо: один раз забыл письмо дома, в другой – взял письмо, забыл написать адрес на конверте, в третий забыл про марку. В дальнейшем он выяснил для себя, что ему просто-напросто не хотелось посылать злосчастное письмо...

Получается, забываем, потому что хотим забыть, но не признаемся себе в этом? Бывает и так. Однако всегда ли неприятное забывается?

Как-то П. Блонский, советский психолог осуществил исследование на тему «память и чувство», в ходе которого он собрал описанные студентами в аудиторной обстановке первые пришедшие им в голову воспоминания» из текущего года, а потом студентам предложили вспомнить о событиях, имевших место в их жизни до поступления в институт. Выяснилось, что в памяти сохранились события, наполненные яркими эмоциями и всё больше это были как раз «воспоминания о неприятном». Результат повторился в другом исследовании П. Блонского, где он собрал первые воспоминания детства:

Дольше всего помнится сильно эмоционально возбудившее событие... поражает ничтожный процент воспоминаний о приятных событиях: всего шесть. Но к этим воспоминаниям обычно присоединяется меланхолическое чувство, и их можно назвать грустными воспоминаниями о потерянном счастье детства... дольше всего помнится неприятное.

Таким образом, Блонский опытным путём вроде бы опроверг положение 3. Фрейда о вытеснении. Впрочем, не следует торопиться с выводами , так как скорее всего речь идет о различном содержании самого понятия о неприятном. 3. Фрейда говорит не о неприятном вообще, а о таком неприятном, которое уязвляет собственную гордость, унижает, бьёт по самолюбию. Забывание событий такого рода в прямых опытах обнаружить невозможно, потому, что они... забылись!

Забыть значит не только не уметь вспомнить. Это ещё и вспомнить, но не то, что нужно, вспомнить, но не точно, искаженно.

Вообще нельзя представлять себе дело так, будто информация в нашей памяти хранится в неизменном виде, как документы в архиве. Сходство, пожалуй, только в том, что от долгого хранения и там и тут следы становятся все бледнее, яркие краски выцветают. Но это только количественные изменения.

В памяти материал не хранится неизменным, как документы в архиве. Хотя от долгого хранения события, запечатленные в памяти, подобно папкам на полочке становятся всё бледнее, но происходят и другие изменения. Достаточно попросить своих товарищей припомнить и рассказать содержание определенного текста. И тут обнаружится, что в воспроизведённом тексте есть заметные отличия от подлинника.

Например, обобщение или «сгущение» того, что в подлиннике описано развёрнуто и детально, или наоборот, то, что в подлиннике изложено кратко, испытуемые развернули и расширили. Не только отдельные слова, но и целые ситуации могут быть заменены на равнозначные, могут образоваться несовпадения в расположении частей подлинника и репродукции, а в содержание привнесены изменения, искажены факты.

Другие интересные факты о памяти

Этот же опыт может выявить другую интересную особенность памяти, так называемую «реминисценцию» более характерную для детей. Часто бывает так, что потери зависят от того, как много времени прошло между восприятием и воспроизведением: чем дольше интервал, тем больше потерь. Однако бывает, что более позднее воспроизведение более полное и точное, чем раннее.

Советский психолог А. Люблинская привела пример, когда интернатские дети, живущие в блокадном Ленинграде, летом 1943 года получили возможность выехать на дачу. По дороге к месту назначения они видели из окна вагона множество диковинных для них предметов, таких, как настоящая курица, коза, мелькающие леса, станции, поля, речки, и всё это произвело на них огромнейшее впечатление. Однако никто из детей не обмолвился о путешествии ни на следующий день, ни через день, оно не проглядывало в играх, не узнавалось в рисунках.

Прошел месяц. Дети вернулись в город... И только через две недели после возвращения тема «Переезд». неожиданно бурно вспыхнула в их жизни. Дети играли «в паровоз», перевозя кукол, посуду, мебель, стройматериал. Младшие становились «пассажирами», старшие – «машинистами», дежурными на станции. Тема переезда ворвалась в рисунки, споры, рассказы, раз от разу всё с большими деталями и подробностями, которые складывались в единое целое..

Пример этот ярко доказывает, что выученное должно «отлежаться» в памяти. Бесполезны сокрушения студентов, которые спустя несколько дней после экзамена обнаруживают, что знают предмет гораздо лучше. А всего-то стоило закончить готовиться к экзаменам на пару тройку дней раньше, чем судорожно листая тетрадку за 15 минут до начала экзамена.

Профессор А. Люблинская рассказывает и о других интересных особенностях детской памяти, которые встречаются и у взрослых. Они тоже иногда невольно «вспоминают» не то, что было, а то, что им представилось, или даже приснилось. За подобные рассказы детей нередко напрасно наказывают.

Показателен пример шестилетнего ребёнка и его мамы, которые когда-то ещё до Великой Отечественной Войны любовались нарядным праздничным Ленинградом, особенно прожекторами, освещавшими тёмное небо. Мальчика удивило, что прожекторы эти украшали город в мирное время, а для оборонных целей ими пользовались только во время войны.

Через день мальчик, вернувшись из детского сада, увлечённо рассказал, что накануне над площадью, где проходил праздник, был обнаружен и сбит вражеский самолёт. Взрослые, конечно, недоверчиво расспрашивали его, в какой газете об этом напечатано, однако мальчик только развивал свою выдумку, внося лишь некоторые поправки, что самолёт не сбили, но прожектора осветили его крыло и он скрылся.

В результате мама «серьёзно поговорила» с мальчиком и ему пришлось признать факт выдумки, но всё же встретив позже своего приятеля, он повторил ему тот же рассказ про самолёт, добавив, что это секрет и военная тайна, которую нельзя рассказывать.

В действительности факты, взволновавшие мальчика, рассказы о советских воинах и детская фантазия сплелись воедино. Но ребёнок попросту не смог отличить образы фантазии от следов памяти. Только ли ребенок не способен на это?

А не так ли получается определенная психологическая атмосфера, порождающая иллюзии, сплетни и слухи? Окружение человека, разговоры вокруг, волнения, переживания определяют не только его реальные представления, но и фантазию. А дети фантазию от реальности не отличают (я, например, в детстве лет до 10 твёрдо верила в волшебство, которое поможет мне драться, летая по воздуху так же, как герои боевиков про китайскую мафию).

Еще один пример из записей А. Люблинской о жизни детей в блокадном Ленинграде раскрывает историю ещё одного мальчика, который однажды пришёл в детсад убитый горем. Он рассказал, что его мама погибла сегодня утром во время артобстрела. Отправившиеся в дом к малышу работники детсада обнаружили его мать живой и здоровой. Но обстрел с утра реально имел место, а накануне она рассказывала соседке о смерти её коллеги по работе.

Причиной искреннего горя ребёнка послужила его эмоциональность, породившая историю из разных фактов.

…Папки библиотечного архива не общаются друг с другом, не врываются я в чужие информационные фонды, не стараются стереть или переписать страницы друг у друга. В памяти все наоборот. Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось раньше, и с тем, что поступило в кладовые сознания потом. Такое взаимодействие может оказаться совсем не мирным. А для забывания, есть так много причин что удивительно, как мы всё-таки кое-что помним. Не так, не в тех выражениях, в иной последовательности, но помним.

Тема механизмов запоминания всегда остро волновала меня, так как не могу похвастаться отменной памятью, но будучи филологом, должна запоминать огромное количество информации. Хочется верить, что путём правильного подхода к запоминанию удастся увеличить долю усвоенной информации прямо пропорционально уменьшив в то же время её забывание.

Конечно, есть и мнемонические техники, но это не из категории «запомнить на всю оставшуюся жизнь». А у вас есть какие-то полезные соображения на этот счёт? Буду рада прочитать об опыте тех, кому удалось «приручить» свою память, поделитесь, вам же не жалко? :))

А на этом всё, буду рада встретиться с вами в других статьях моего блога.

Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий