Овладев родным языком с детства, мы редко задумываемся о его структуре и механизмах, и честно говоря, в повседневной жизни не всегда эти знания нам особо нужны. Однако с популяризацией устной речи, например, тренингов и видео-блогов получить эти знания выступающим на камеру вовсе не помешало бы. А ведь искусство речи – это знание о привлечении интереса слушателей...
Синтагма — это самая мелкая единица речи, которую можно выделить из синтаксического целого (фразы), представляет собой отрезок предложения, включающий в себя от одного до несколько идущих подряд слов, связанных грамматически, интонационно, а также по значению.
Необходимыми признаками синтагмы считаются её неделимость, интонационная завершённость, а также наличие ударения на последнем слове синтагмы. В особых речевых ситуациях возможно появление в синтагме также логического ударения, которое далеко не всегда совпадает с синтагменным.
Например, фраза «Большой белый гу́сь / вышагивал по́ двору» составлена двумя синтагмами, каждая из синтагм представляет собой единое целое, которое имеет единый смысл в основе, из чего следует, что в определении синтагмы главную роль играет семантическая (смысловая) сторона.
В составе фразы может быть одна синтагма – это односинтагменная фраза, а также несколько синтагм – это многосинтагменая фраза.
В свою очередь в составе односинтагменной фразы может содержаться одно слово, или же целое предложение, пример: «Гори́м!», «Пошёл снéг», «О́н оста́лся до́ма из-за грозы́» и т. д. В многосинтагменной фразе, которая состоит из отдельных синтагм, синтагмы эти тоже могут иметь в своём составе либо одно слово – «Потихо́ньку / она привыка́ла / к новой жи́зни», либо словосочетание – «к новой жи́зни», либо даже целое предложение – «Когда мы спохвати́лись, / она уже уе́хала»).
Фонетическая целостность синтагмы создаётся её интонационным оформлением и синтагматическим ударением, также иногда и паузой, которая её отделяет от предшествующих или последующих за ней отрезков фразы.
Например, фраза «Этот балет я смотрел два раза» с точки зрения интонационного анализа может рассматриваться как односинтагменное предложение, произносимое без членения, и как двухсинтагменное: «Этот бале́т / я смотрел два ра́за».
Помимо этого, произносительное единство синтагмы обеспечивается за счёт непрерывности выдоха, поэтому синтагму считают также произносительной единицей.
Исходя из различных оттенков смысла, делить предложение на синтагмы можно по-разному, например: «Саша катается на роликах» можно поделить на синтагмы следующим образом:
- предложение может быть единой синтагмой, если говорящий просто передаёт факт, что Саша умеет кататься на роликах. Можно продолжить это высказывание, например, высказыванием: «...а Петя – на велосипеде»;
- предложение можно поделить на синтагмы как: «Са́ша / катается на ро́ликах». Говорящий сообщает, что катание на роликах – важное для Саши занятие, при этом выделяется отношение говорящего к данному факту (может быть, неодобрительное). Можно продолжить это высказывание так: «Это любимое его времяпровождение»;
- в предложении можно выделить синтагмы: «Саша ката́ется / на ро́ликах». При этом подчеркивается, что Саша катается именно на роликах, а не на скейтборде или коньках.
Из этого следует, что деление того же самого предложения на всевозможные синтагмы образует некоторое количество высказываний, отличающихся друг от друга определёнными оттенками смысла, а также тем, как говорящий относится к тому, о чём он сообщает.
Помимо этого, различное членение на синтагмы способствует различению предложений, одинаковых внешне, но отличающихся по синтаксическому составу. Например, если разделить на синтагмы предложение «Тётя приехала к Оле с Витей» как:
- «Тётя прие́хала / к Оле с Ви́тей», это означает: «Тётя приехала к Оле и Вите».
- То же самое предложение, разбитое на синтагмы как «Тётя приехала к Óле / с Ви́тей», означает: «Тётя приехала к Оле и привезла с собой Витю».
В первом примере словосочетание «с Витей» является частью дополнения «к Оле с Витей», отвечающее на вопрос «приехала к кому?». Во втором примере словосочетание «с Витей» – это отдельное дополнение, отвечающее на вопрос «приехала с кем?». Видно, что эти два высказывания сильно отличаются по смыслу из-за различия в их синтаксисе. В речи такое различие в речи передаётся лишь синтагматическим членением, то есть различным синтагматическим ударением.
Таким образом, разбивка на синтагмы способствует правильному оформлению высказывания в плане синтаксиса и смысла, обеспечивая таким образом реализацию одной из главных функций интонации.
Основным фонетическим средством разделения потока речи на синтагмы синтаксического членения является межсинтагменная пауза, как правило, с паузой сочетаются изменение мелодики речи, её интенсивности и темпа.
Внутри синтагмы не может быть пауз, и этим достигается её целостность. При этом межсинтагменная пауза часто является психологической, а фактически перерыв в звучании отсутствует. Но из-за изменения характеристик интонации слушающий получает впечатление, что подобный перерыв в звучании всё-таки есть.
Синтагматическое ударение – другое важное средство объединения слов в пределах одной синтагмы в фонетическое единство. Все слова внутри синтагмы обладают обычным словесным ударением. Это ударение может ощутимо ослабляться, иногда оно вообще исчезает (в частности, это касается служебных частей речи), ударение усиливается лишь на одном, обычно последнем слове синтагмы и такое ударение называется синтагматическим.
Синтагматическое ударение – это выделение более сильным ударением целого слова (обычно последнего) в составе синтагмы, например: «Далеко в мо́ре / плыли корабли́». Синтагматическое ударение может совпадать с фразовым, если фраза состоит из одной синтагмы. Если же фраза состоит из нескольких синтагм, то в ней несколько синтагматических ударений.
Функция синтагматического ударения – это фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.
Логическое ударение в синтагме и его отличие от синтагменного ударения
Если говорящему в целях придания особой значимости нужно особо выделить какое-то иное, не обязательно последнее слово синтагмы, он ставит на этом слове усиленное ударение, которое называется логическим.
Например, в высказывании «Ма́ма прие́хала, / как хорошо́!» в первой синтагме логическое ударение падает на слово «мама». Таким образом говорящий подчёркивает важность для него того факта, что приехала мама, а не кто-то иной.
Логическое ударение – это намеренное подчёркивание звуковыми средствами (более медленным произнесением, повышением силы голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед выделяемым словом, либо после него) слова или группы слов в предложении или группе предложений с целью выделения особо важных для донесения мысли слов, передающих суть того, о чём говорится в тексте.
Логическое ударение в отличие от синтагматического далеко не всегда присутствует во фразе или синтагме, но связано с обозначением эмоциональной стороны высказывания, отношения говорящего, его личной оценки высказываемых фактов. Хотя логическое ударение нарушает мелодический рисунок, определяемый синтагматическим ударением, наличие логического ударения не отменяет присутствия во фразе синтагматического ударения, так как у этих типов ударения разные функции и разные средства выражения.
Синтагматическое ударение служит для определения типа интонации во всём высказывании, и оно необходимо, так как звуковая речь существовать без интонации не может. Интонационным средством синтагматического ударения служит мелодика. Синтагматическое ударение не нарушает форму словесного ударения, совпадая с ним.
Логическое ударение, выделяющее самое важное слово в высказывании, в качестве своего средства интонации имеет интенсивность и долготу звука, а в формах эмфатического (эмоционально-выразительного) логического ударения – и тембр звука. Логическое ударение способно давать дополнительное ударение в слове.
Виды синтагм
Грамматическая природа синтагмы определяется принадлежностью грамматически ключевого слова синтагмы к конкретной части речи:
- Существительные: Капризный соседский ребё́нок / кричал весь де́нь. Синтагма «капризный соседский ребёнок» является именной, поскольку её ядром является существительное «ребёнок».
- Местоименные : Маша любит я́блоки, / мы то́же . Синтагма «мы тоже» является местоименной, так как её ядром является местоимение «мы».
- Прилагательные : Это была карти́на, / прекрасная во всех ра́курсах. Синтагма «прекрасная во всех ракурсах» является прилагательного, ввиду того что её ядром является прилагательное «прекрасная».
- Наречные: Согласно пра́вилам / вы должны заплатить за визи́т. Синтагма «согласно правилам» является наречной, ведь её ядром является наречие «согласно».
- Глагольные : Любое мя́со / содержит бело́к. Синтагма «содержит белок» является глагольной, исходя из того, что её ядром является глагол «содержит».
В зависимости от фоностилистических качеств звучащего текста, выделяют одновершинные и многовершинные типы синтагм.
Одновершинная синтагма – это чётко централизованная синтагма, имеющая единственный акцентный центр, т. е. слово, выделенное синтагматическим ударением, к которому другие безударные и слабоударные слова этой синтагмы тяготеют интонационно.
Многовершинная синтагма – это синтагма, характеризующаяся менее чёткой централизованной интонационной организацией, имеющая два (двухвершинная синтагма), три и более сильноударных слова.
В классификации позиционных вариантов синтагм различают конечные (финальные) и неконечные (нефинальные) типы синтагм. Н. Ю. Сороколетова рассматривает также относительно финальные синтагмы.
Финальная синтагма – это синтагма, завершающая фоноабзац (состоящий из нескольких объединённых одной подтемой фраз) либо информационное сообщение целиком. то есть синтагма; финальная синтагма является полностью завершённой с точки зрения синтаксиса (связи слов) и семантики (значения).
Относительно финальная синтагма – это синтагма, заканчивающая фразу; такая синтагма является речевой единицей, завершённой в меньшей степени, чем финальная синтагма.
Нефинальная синтагма – это синтагма, являющаяся компонентом сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, начинающая фразу или находящиеся внутри неё; нефинальная синтагма является незавершённой речевой единицей.
По семантическому (смысловому) критерию выделяют завершённые и незавершённые синтагмы.
Незавершённая синтагма – это синтагма, состоящая из одного слова или словосочетания, являющаяся частью фразы, но по длине меньше предложения.
Завершённая синтагма (односинтагменная фраза) – это синтагма, совпадающая по длине с предложением.
- На основе временных характеристик выделяют краткие (до 9 слогов), средние (9–17 слогов) и длительные (17 и более слогов) синтагмы.
В зависимости от типа текста, спонтанного (т.е. создаваемого непосредственно в момент речи) или репродуцированного (т. е. пересказа) выделяют простую синтагму и сложную.
Простая синтагма – это синтагма, нерасчлененная паузами.
Сложная синтагма – это синтагма, разделённая хезитационными (паузами колебания, раздумывания, нерешительности), либо поисковыми паузами (т. е. не несущими смысловой ценности словами-паразитами, служебными словами «для связки слов», повторами, употреблением избыточных слов одинаковых по значению, стереотипных выражений) на ряд неполных синтагм.
Интонационные типы синтагм
Главными интонационными характеристиками синтагм считаются характеристики, передающие значение завершённости, незавершённости, вопроса и выделения. Поскольку выражаются они через интонацию, то их обозначают как:
- интонацию завершённости: Автобус едет;
- интонацию незавершённости: Автобус едет (а не стоит);
- интонацию вопроса: Автобус едет?
- интонацию выделенности: Автобус едет!
Один и тот же интонационный тип используется в разных синтаксических структурах, и наоборот, одна и та же синтаксическая структура может иметь разное интонационное оформление. Например, интонация завершённости будет и в таких синтагмах:
Мы знаем, что автобус едет;
Согласно расписанию, автобус едет.
Подбежала к остановке — автобус едет.
Интонация завершённости используется в утвердительных повествовательных высказываниях – повествовательная интонация. Характеризуется довольно высоким основным тоном в начале и резким понижением частоты основного тона, приходящегося на последний ударный слог синтагмы, одновременно с понижением основного тона к концу синтагмы, увеличивается длительность ударного гласного, темп произнесения остаётся средним. Интенсивность ударного гласного сильно уменьшается к концу синтагмы.
Интонация незавершённости используется в распространённых предложениях, чтобы показать, что высказывание ещё не закончено и последует продолжение, используется во всех синтагмах, кроме последней. Характеризуется довольно низким основным тоном в начале синтагмы, который немного повышается к концу, а на заударных слогах снижается постепенно и не слишком значительно, ускорением темпа произнесения к концу синтагмы, значительным уменьшением длительности ударного и заударного слогов по сравнению с другими интонационными типами, с незначительным ослаблением интенсивности произнесения (наибольшая интенсивность у слога под синтагматическим ударением), достаточно высоким тоном на заударных слогах.
Вопросительная интонация используется в вопросительных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на последнем ударном слоге, заметным сокращением длительности произнесения последнего ударного слога, ускорением темпа произнесения, незначительным уменьшением интенсивности произнесения и понижением тона на заударных слогах.
Интонация выделенности используется в восклицательных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на ударном слове с последующим падением тона, значительным увеличением длительности произнесения выделенного слова (ударный слог в этом слове очень интенсивный, самый длительный по сравнению с другими типами синтагм). Если выделенное слово в синтагме не последнее, то приходящееся на него ударение – логическое.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Комментариев нет:
Отправить комментарий