Как сделать любой поход в магазин удачным, чтобы покупка приносила радость и служила долго? Что делать в конфликтной ситуации в магазине?
Как бы часто мы ни совершали покупки, как бы ни были уверены в своей внимательности и опыте покупателя, продавец все равно является заведомо большим виртуозом своего дела. Вы – любитель, продавец – профессионал. У вас 3 покупки в день, у него 300 покупателей в смену. При встрече с вами у него в 100 раз больше шансов извлечь из этой встречи собственную выгоду. Кроме того, спросим себя честно: а так ли уж сами мы всегда аккуратны и опытны как покупатели? Для того чтобы даже самая незначительная покупка не превратилась в головную боль, специалисты предлагают несколько основных правил.
Правило первое: думайте заранее! Никогда не совершайте покупок, особенно крупных, «по вдохновению». Прежде чем купить вещь, оцените степень ее нужности, а также обдумайте весь перечень качеств, которыми она должна обладать. Вы, покупатель — хозяин положения, и вправе не только выбирать товар и требовать от продавцов любых объяснений, но и, образно выражаясь, «капризничать». У вас есть моральное право поступать так потому, что вы – клиент, вы платите деньги, и рискуете потерять тоже вы. Решите, какая конкретно вещь вам необходима, и после этого выбирайте.
Правило второе: никогда не покупайте товар в первом же попавшемся месте! Небольшая «обзорная экскурсия» поможет вам составить полную картину об ассортименте товара и разумной цене. Если вам предлагают что-то слишком заманчивое (с превосходными характеристиками и почти за бесценок), то это несомненный повод насторожиться. Как говорится, бесплатных пирожных не бывает. И как бы дёшево не стоила некачественная вещь, заплачено за нее будет из вашего кармана, а цена даже в копейку за ненужную вещь, это, как учит народная мудрость, уже дорого.
Правило третье: не покупайте товар сомнительных магазинах! Магазин, который завтра «на рассвете» может исчезнуть вместе е продавцами и их гарантиями, всегда виден, что называется, невооруженным глазом. В таком магазине продавцы уходят от вопросов покупателя и торопят его, отказываются предъявить сертификат качества и т.д. Если вы думаете, что такая форма, как «Книга жалоб» вымерла подобно динозаврам, то глубоко заблуждаетесь. «Жалобная книга» обязана быть в каждом магазине или предприятии службы быта. Если вам не дают её, разыщите телефон контролирующей организации (все магазины обязаны вывешивать его на видном месте). Можно также в случае более острого конфликта обратиться в суд, в местное отделение «Союза потребителей» и т.д.
Помните, что такие вещи, как взимание дополнительных денег за предоставление гарантии на товар или надпись «Проданный товар обратно не принимается и не обменивается» — являются не только противозаконными, но и свидетельствуют о низкой репутации и ненадежности магазина.
Правило четвертое: не торопитесь во время покупки! После того, как вы твердо решили, какой товар вам нужен, и выбрали хороший магазин (а надежный и хороший магазин, это необязательно дорогой магазин), тщательно осмотрите покупаемую вещь. Торопить вас продавец не имеет права по его должностной инструкции. Чем дороже вещь, тем дольше вы должны ее выбирать. Возьмите всю инициативу проверки качества товара на себя, внимательно изучите инструкцию, гарантии, сами нажмите все кнопки на аппаратуре и т.д. В продуктовом магазине проверьте срок годности товара, целостность упаковки и т.д.
Правило пятое: не пренебрегайте документами! Гражданский кодекс идет навстречу покупателю, оставляя ему возможность в случае конфликта ссылаться на свидетельские показания, но, чтобы сэкономить в этом случае время и нервы, всегда правильно оформляйте покупку, обязательно берите чек или иной документ, подтверждающий оплату. Продавец торгового предприятия любой формы собственности обязан по первому требованию покупателя выдать ему такой чек или такой документ.
Правило шестое: если вы покупаете дорогую вещь, то качество её вы должны выбрать максимально высокое. Кроме практического, это аспект еще и чисто психологический — вы должны понимать, что в течение ближайших лет у вас вряд ли найдутся средства на повторную подобную покупку. Специалисты советуют всегда покупать дорогую вещь (шубу, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, машину, дачу и т.д.) чуть выше ваших возможностей — такая вещь, благодаря своему качеству, и прослужит дольше и даст ощущение своей моральной значимости. Помните, что за товар вы отдаете не столько свои деньги, сколько время, отнятое из своей жизни на зарабатывание этой суммы. Поэтому любая купленная вещь должна работать на вас максимально полно.
Правило седьмое: никогда не покупайте еду и лекарства с рук. Подавляющее большинство всех отравлений, вплоть до смертельного исхода, приходится именно на такую категорию покупок. Сказать, что риск здесь очень велик — значит не сказать почти ничего. Риск здесь смертельно велик. Казалось бы, многие знают о продавцах с машин мяса, зараженного сальмонеллезом и трихинеллезом, о подпольных цехах по производству суррогатной водки, торговле с рук просроченными лекарствами в «свежих» упаковках и т.д., — но продолжают покупать, всякий раз играя в «русскую рулетку» со своей жизнью. Спору нет, времена тяжелы. и сэкономить хочется на каждой малости. Но не будьте наивны – и мясо, и водка, и лекарства есть в магазинах в изобилии, пусть чуть подороже, но с гарантией качества. Сама торговля с рук распространенными повсюду, но дешёвыми продуктами и лекарствами, должна насторожить вас – ведь наверняка найдется недобросовестный (скорее преступный) торговец, представляющий себе ваши проблемы и желающий сыграть на вашей тяге к экономии. Такие «умельцы» порой идут далеко — продают не только просроченные продукты и лекарства, но и занимаются откровенным подлогом, фальсифицируя товар.
Правило восьмое: используйте в своих интересах чужой опыт! Люди, пострадавшие в какой-то ситуации, помогут вам избежать повторных ошибок. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
Правило девятое: знайте свои права и умейте ими пользоваться! Рассчитывайте на лучшее, но будьте готовы ко всему. Необязательно быть профессиональным юристом, но самые элементарные знания всегда защитят вас от многочисленных ошибок. У каждого гражданина России есть огромное количество прав в его отношениях с государственными службами, и, если ваши права нарушены, вы практически всегда можете добиться их защиты, если знаете, как. Помните, ваше знание — ваше оружие!
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых интересных материалах (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
***Публикация подготовлена по материалам издания «Нормальная жизнь» (№1, 1998), автор Э. Чулкова***
Комментариев нет:
Отправить комментарий