Пожалуйста, если вы используете блокировщики рекламы, отключите их на данном сайте. Из-за минимальной доходности блога я вынуждена работать только офф-лайн, поэтому вы не можете получать новые уникальные материалы. Давайте помогать друг другу! Спасибо.

воскресенье, 10 февраля 2019 г.

ЖД станция Бугульма: история и описание

ЖД станция Бугульма

У Бугульмы был только один шанс из обычного захолустного вымирающего городка стать динамично развивающимся региональным промышленным центром, и поэтому привлекательным для жизни. И она его использовала, построив к 1911 году железнодорожную магистраль, которая стала градообразующей, дала городу резкий приток населения, новые производства, а значит, рабочие места...

Железнодорожная станция Бугульма относится к Куйбышевская железной дороге, одной из крупнейших магистралей России эксплуатационной длиной 4727,86 км, связавшая центральные и западные регионы страны с важнейшими районами Урала и Сибири. В состав дороги входят Самарский, Пензенский, Башкирский и Волго-Камский регионы. Характерный груз, перевозимый Куйбышевской железной дорой – нефть и нефтепродукты, помимо этого по ней перевозится лес и зерно, продукция агропромышленного комплекса, цемент и металл, химикаты.

По инициативе тамбовских предпринимателей от 1866 г., одобренной правительством, первый участок дороги Моршанск – Батраки (Октябрьск) был построен в 1874 году, продлён до станции Кинель в 1877 г. Участок Кинель – Уфа был построен в 1885 г. Дорогу продлили затем до Златоуста в 1890 г., Челябинска в 1892 г.. В 1884 г. были введены в эксплуатацию участки Рузаевка-Рязань-1, в 1898 г. Рузаевка-Сызрань-1 и Инза-Симбирск (Ульяновск).

Куйбывшеская ЖД

В 1902 г. построен подъездной путь Часовня-Пристань – Мелекесс (Димитровград), 28 августа 1911 г. данная линия была открыта до Бугульмы, а в 1914 – до станции Чишмы, соединившись с Самаро-Златоустовский дорогой. Помимо этого, в 1989 г. была проложена узкоколейка до Сергиевских Минеральных Вод. В 1944 году построили Волжскую рокаду Саратов-Сызрань – Свияжск с центральной частью в составе Куйбышевской железной дороги.

Железнодорожная станция Бугульма

На станции Бугульма производится приём и выдача повагонных и мелких отправок грузов с различными условиями хранения, продажа пассажирских билетов, приём и выдача багажа.

Бугульминский ЖД вокзал, расположен по адресу улица Клубная 9А, номер телефона единой справочной 8 (800) 775-00-00; рядом расположена автобусная остановка городского автобуса, следующего по маршруту 4, охватывающему центр города и районы подстанция и кирзавод, заявленный интервал движения 15 минут, на самом деле гораздо реже. Соседствует с автовокзалом, через который проходит гораздо больше городских автобусных маршрутов.

ЖД вокзал Бугульма

Двухэтажное каменное здание ЖД вокзала Бугульмы воздвигнуто в 1913, в 2005 году реконструировано. Выход на перрон со второго этажа, имеется 2 посадочные платформы, привокзальная площадь, на которой с 2011 г. в честь 100-летия станции Бугульма установлен паровоз-памятник Л-1765. Обслуживает в среднем 14 пар поездов в сутки.

Паровоз-памятник Л-1765

В здании вокзала работают кассы по продаже билетов. На вокзале можно купить билет, получить справку, сдать ручную кладь в камеру хранения, получить и отправить багаж, зарядить телефон, пребывать в зале повышенной комфортности, в комнате длительного отдыха, принять душ, воспользоваться микроволновкой представление комнаты длительного отдыха, сделать ксерокопию, воспользоваться факсимильной связью, заказать такси, купить товары первой необходимости (если нет желания и возможности дойти за 5 минут до более экономичных магазинов в районе автовокзала).

История создания Бугульминской железной дороги

Известно, что со времени своего образования вследствие удачного географического положения на пересечении путей из Уфы и Оренбурга в Казань Бугульма была региональным центром торговли. В городе проводились ежегодные ярмарки, на которых продавался скот, лошади, изделия их кожи и многое другое.

Однако, отсутствие судоходной реки и наличие одного лишь гужевого транспорта сильно тормозило дальнейшее экономическое развитие и даже делало проведение тех же ярмарок убыточными. Крестьяне вывозили избыток хлеба на продажу, используя лошадей, поэтому дальний путь был трудоёмок и убыточен. Доставка товаров из промышленных центров тоже была дорогой. Решением транспортных проблем стало появление железнодорожного сообщения.

Впервые о проведении железной дороги в Бугульме заговорили в 1896 г. Однако, несмотря на 30-летнее ходатайство по этой проблеме земского собрания и уездной управе перед Правительством вопрос решился отказом.

В июне 1906 года группа предпринимателей получила разрешение министра финансов образовать акционерное общество для сооружения и эксплуатации железнодорожной линии от станции Мелекесс (Мелекесского подъездного пути) до станции Чишмы Самара-Златоустской железной дороги. Вся линия была разделена участки: Мелекесс–Бугульма и Бугульма–Чишмы.

Имелся проект, согласно которому железная дорога должна была отстоять от Бугульмы на 15 вёрст, однако председатель Бугульминской управы помещик П.П. Дмитриев добился изменения проекта, вложив как свои средства, так и заручившись поддержкой других состоятельных людей Бугульмы. Общество Мелекесского подъездного пути переименовали в Общество Бугульминской железной дороги (позже – Волго-Бугульминской железной дороги).

В мае 1910 года был обнародован высочайший указ императора Николая II о сооружении ширококолейной железнодорожной линии общего пользования от станции Бугульма до станции Чишмы Самаро-Златоустовской железной дороги. Дорога строилась на частные средства, и чтобы строительство было более экономным, железнодорожные пути для уменьшения количества мостовых переходов строились по водоразделам в единственную колею. Строили вручную, с использованием гужевого транспорта.

Чтобы закончить строительство до станции Чишма и моста через Волгу денег не было. В решении проблемы был задействован министр П. Столыпин. В Санкт-Петербурге были выпущены 4% облигации займа, гарантированные Императорским российским правительством, сроком на 76 лет начиная с 1911 г.. Впоследствии случилась Октябрьская революция и отказ Советской России платить по долгам царского правительства.

А тем временем 28 августа 1911 г. Состоялось торжественное открытие участка Мелекесс – Бугульма протяжённостью 255 вёрст. Первые 200 железнодорожников из городов Оренбурга, Уфы, Самары и Саратова приехали поездом в мае 1911 г, тогда же для начала ими были построены деревянные здания депо и вокзала, каменные здания были построены в 1913 и 1916 гг. соответственно. В первые дни со станции отправлялись каждый день три грузовых поезда весом 600 пудов.

На пути следования железной дороги возникли новые поселения, железнодорожные станции, а также отдельные железнодорожные ветки, ведущие на лесозаготовки и в места разработки ископаемых: угля и нефти. Открытие железной дороги открыло новые пути для развития самого города. Появились предприниматели, которые стали вкладывать в город свои капиталы, открывая предприятия, торговые точки, связанные с новой железнодорожной магистралью.

К 1913 г. было уже пять станционных путей пропускной способностью четыре пары товарных поездов (вывозили в основном хлеб и материалы), и один пассажирский из пяти–шести вагонов. Имелось три железнодорожных службы: тяги, телеграфа и пути. В новых цехах была создана ремонтная база паровозного депо. В 1913 году на балансе было 25 маломощных паровозов серий ОВ, ОД, Б, Щ, и небольшое количество грузовых и пассажирских вагонов.

В депо располагались 4 паровозных ремонтных стойла. Отковку бандажей, буферов и сцеплений производили паровым молотом мощностью до 300 пудов в кузнечном цехе. В литейном цехе с формовочным отделением отливали чугунные детали паровозов и вагонов.

Вначале паровозы въезжали и выезжали из депо с помощью путевого треугольника. В 1916 году был сооружён поворотный круг на четыре выезда, вращающийся с помощью ручного рычага. Схема депо с веером, и поворотным кругом для заходов паровозов на ремонт оказалась столь удачной, что существует до сих пор.

При депо впервые в Бугульме была запущена в эксплуатацию локомобильная электростанция, освещающая депо, водокачку, вокзал, пути и перрон станции. К началу 1917 года в депо работало более 150 квалифицированных рабочих и 120 чернорабочих.

Ульяновский Волжский мост

5 октября 1916 года в Симбирске через Волгу был открыт построенный по замыслу П.А. Столыпина железнодорожный мост из 20 пролётов, соединивший Московско–Казанскую и Волго–Бугульминскую железные дороги. Мост в то время считался одним из самых крупных в Европе. Мост получил название «Императорский Его величества Николая II» (в 1917г. переименован в «мост Свободы»).

При закладке моста под шестую опору была заложена серебряная пластина 60 на 35 см с гербом России и Симбирска и датой закладки, кроме того, по традиции в мостовую конструкцию были заклёпаны три серебряные заклёпки.

Железнодорожная станция Бугульма в годы Советской власти

В годы установления Советской власти железнодорожники внесли сражались на её стороне с белогвардейцами. Они первыми создали дружины для охраны железнодорожного полотна от Нурлата до Чишмы, провели множество субботников и воскресников, отдавали часть своей зарплаты на покупку хлеба голодающим Поволжья, первыми в городе включились в Стахановское движение.

В 1935 году в Бугульме открылась дорожно-техническая школа для подготовки кадров для всего узла. К этому времени на станции проложили уже девять стационарных путей и три тупика. К 1940 году в районе элеватора соорудили ещё два тупика для погрузки и выгрузки контейнеров и техники.

Во время Великой Отечественной Войны до октября 1944 в локомотивном депо станции Бугульма находился на эвакуации паровоз У-127 и багажный вагон №1691, в котором перевозили тело В.И. Ленина 23 января 1924 года от платформы Герасимовской до Москвы.

Паровоз У-127

Бугульминские железнодорожники, не щадя жизни, сражались также в сформированном на Куйбышевской железной дороге военно–эксплуатационном отделении. На заслуженном отдыхе от станции находятся 14 ветеранов ВОВ и 53 труженика тыла.

В послевоенные годы пришли новые паровозы серии «Л». Вес поездов сразу увеличился до 1850 тонн. Увеличивалась также скорость движения, а значит, сокращалось время в пути. Расширялись пути на станции, к крупным предприятиям города подводились пути.

В 1961 году станция и в 1963 году депо отметили юбилей в 50 лет, парк паровозов был заменён, с переходом паровозной тяги на тепловозную вес грузового поезда увеличился до 3500 тонн. Для формирования и расформирования составов построили полугорку, а также другие важные объекты.

Сортировочная горка, ЖД станция  Бугульма

Станцию полностью электрифицировали. Начали применять электрическую централизация сигналов стрелок под управлением диспетчера. Был построен дом связи, электроподстанция, пункт промывки вагонов, цех от цепочного ремонта вагонов, цеха профилактического и технического осмотра тепловозов. Вокзал также был реконструирован. Внедрялась научная организация труда и производственная эстетика. Эти меры значительно повысили производительность труда, увеличили объёмы грузоперевозок в 1,7 раза, улучшили обслуживание пассажиров.

В 70-тые годы перевозки увеличились в полтора раза. В 1973 году станция была реконструирована ещё раз. В результате увеличилась длина путей, и мощность самой горки. Заработал пост электрической централизации. Движение поездов стало осуществляться с помощью автоматической блокировки. Построили новые ремонтные цеха, реконструировали имеющиеся.

В годы так называемого застоя в Бугульме развитие железной дороги шло скорее по инерции, были внедрены всевозможные инновации для безопасности движения и вождения поездов, современные технологии при ремонте локомотивов. Железная дорога обеспечила большие возможности в налаживании освоения залежей нефти в Татарстане, при строительстве автогиганта «Камаза» и способствовало развитию многих современных городов Татарстана.

В то же самое время остро стояла проблема ремонта и выпуска на линию локомотивов, которая проистекала из результатов неэффективной работы начальников локомотивного депо, руководивших им в 1977 – 1981 гг.

В итоге, когда на должность начальника депо Бугульма пришёл В. М. Хазанский, талантливый руководитель, грамотный инженер, преданный своему делу, он принял депо в плачевном состоянии.

В годы его руководства с 23.05.1981 г. по 27.02.1987 г. в депо, были построены склады, гаражи, отремонтированы цеха, реконструирована веерная часть депо внутри и снаружи, открыты новые цеха: аккумуляторный, секционный, цех по восстановлению подшипников скольжения, поточная линия по ремонту и комплектации поршневой группы, блестяще подобрал кадровый состав специалистов депо и многое другое.

В 1982 г. коллектив депо впервые за много лет своей истории трижды подряд стал победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании среди родственных организаций отрасли и награжден переходящим Красным знаменем Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта и первой денежной премии.

В перестроечные годы в бытность руководителем Быкова Е.Н. депо коллектив депо удалось сохранить наработки предыдущего руководителя, однако влияние перестроечного времени вылилось в сокращении штата работников, и как следствие, повышение нагрузки на оставшихся работников. За это время в кратчайшие сроки также была модернизирована котельная. Приспособленные прежде для обогрева паровозные котлы заменили на стандартные заводские газовые.

В оборотном депо Круглого Поля построили новый бригадный дом с удобствами и с сауной для локомотивных бригад, а кроме того возведена свиноферма в подшефном совхозе «Спасский». С развалом СССР были развалены тысячи предприятий, объём перевозок резко упал, пришлось оступиться профилакторием, базой отдыха на Карабашском водоёме, спортзалом, железнодорожным клубом с библиотекой.

Автомобильные перевозки современными фурами, успешно заменяющими два железнодорожных вагона, но доставляющими груз гораздо быстрее, серьёзно потеснили транспортировку по железной дороге. Для железной дороги настали тяжёлые времена. В 1988 г. Бугульминское депо подверглось угрозе закрытия с передачей тепловозного парка в другие депо Куйбышевской железной дороги и увольнением ценного кадрового состава.

В защиту депо Бугульма Была создана инициативная группа, когда за дело взялась администрация города, дело дошло до Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. Опасность ликвидации отступила.

Бугульминская железнодорожная станция в наше время

В «нулевые» до того, как депо разделили, оно находилось под руководством Золотухина Н.А., которому пришлось решать проблемы централизованного снабжения запчастями. Из-за спада грузоперевозок множество тепловозов стали «лишними», их отправили на базу запаса.

Были большие проблемы с хозяйственной деятельностью из-за отсутствия финансирования, несколько лет не было возможности провести ремонт основных зданий депо и помещений. Из-за нерабочего состояния имеющегося автотранспорта бригады вызывали на такси и на личном транспорте. На ремонт взяли промышленные тепловозы в качестве вспомогательной производственной деятельности. Списанные грузовые тепловозы ТЭ-3 порезали на металлолом, заработав таким образом средства на запчасти для тепловозов.

За ремонт промышленных тепловозов от заводов КамАЗ и УАЗ поступило большое количество запчастей на автомобили. Работа налаживалась, и потребовались кадры, машинистов и помощников стали учить на базе в Круглом Поле, помощников машинистов готовило местное училище.

С восстановлением промышленности объём грузоперевозок по железной дороге увеличился. Пришлось восстанавливать отправленные на базу запаса 30 тепловозов. Помимо этого, заключали договоры на ремонт тепловозов и для других депо Куйбышевской железной дороги. Численность штата увеличили до 1080 человек.

В депо планировалось в будущем ремонтировать заводским ремонтом электрические машины в пристройке. Для чего образовалась экспериментальная бригада, в том числе изготовившая своими руками и установившая новое оборудование… стенд по замене моторных блоков изготовленный экспериментальной бригадой локомотивного депо по сей день работает в колёсном цеху.

Депо Бугульма

Отремонтировали здания депо – снаружи и внутри, установили железобетонные заборы, сделали пропускной пункт, видеонаблюдение. Отремонтировали также 8 путей веерной части и 8 ворот, через которые заезжают на ремонт тепловозы в депо, в короткий срок отремонтировали поворотный круг и многое другое. Депо стало образцово- показательным по культуре производства и внешнему виду.

С 1 августа 2009 года локомотивное депо Бугульма разделили на ремонтное и эксплуатационное, что улучшило качество ремонтных работ и повысило продуктивность эксплуатации локомотивов. В конце 2015 года ремонтное депо снова разделили на две части – «спасибо» реформаторам. В дело вмешался частный бизнес, силами которого и ведутся теперь ремонтные работы. На текущий момент работа идёт на ресурсе старого оборудования.

Музей истории локомотивного депо Бугульма

В 2014 г. открылся музей истории локомотивного депо Бугульма с экспозицией, охватывающей весь период существования депо от его открытия. В качестве экспонатов выставлены и книги, письма, мемуары, фотографии, награды железнодорожников. Есть экспозиция, посвящённая деятельности железной дороги в годы войны. В планах дополнить коллекцию форменной одеждой прошлого века и предметами времени Великой Отечественной войны. На музейной Доске почета размещены лучшие работники депо, начиная с 2004 года.

Музей стал в своём роде преемником существовавшего во время СССР музея трудовой и боевой славы депо, вобрав в себя как немногие уцелевшие за 25 лет полного запустения старого музея документы, так и новые, собранные от родственников ветеранов депо. Основная часть экспозиции находится в электронном виде, благо мультимедийное оборудование есть, а площадь восстановленного музея не превышает размеров небольшой комнаты.

Заключение

Мои родители в свои предпенсионные годы тоже работали на Железной Дороге. К сожалению, не были они специалистами, но честно внесли посильный вклад в её развитие. Мама, Мишарина Н.В, Царствие ей Небесное, проработавшая уборщицей, даже была заслуженно награждена, как один из лучших работников Бугульминского ЖД Вокзала. Папу сократили из багажного отделения при очередном «реформировании», то есть уничтожении багажного отделения как такового.

Дом, где я живу, построен в районе, который строили железнодорожники, поэтому я никак не могу считать себя не причастной ко всей этой истории, мне ужасно обидно за всех этих людей, которые душу, а иногда и жизнь положили, чтобы она продолжалась.

Что будет, если «реформаторам» удастся довести своё чёрное дело до конца? Уже за несколько лет сократили много людей из самых разных отделов, тех, кого пока не сократили, но кто в силу возраста и на пенсию выйти не может (а теперь ещё спасибо и за увеличение пенсионного возраста) и по причине того же возраста не может переучиться живут как на пороховой бочке. С каким настроением они работают? Более-менее молодые кандидаты на «сокращения» подыскивают новые места, уезжают в другие города.

Железная дорога – одна из немногих градообразующих организаций города. Эта организация должна быть, чтобы город не стал захолустьем, каким он был до проведения здесь ЖД магистрали. У нас есть ещё новое поколение, дети тех самых железнодорожников, которые, несмотря ни на что готовы продолжать историю ЖД Бугульмы, не все они рвутся стать юристами-экономистами в Москве.

Пусть на Бугульминской железной дороге все изменения будут только на пользу. История железной дороги в Бугульме пишется и, дай Бог, несмотря на желающих зареформировать её до смерти, будет писаться ещё многие столетия впредь.

Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий