Реальный случай в Москве в 1997 г. показывает, какое значение имеет личный психологический контакт между людьми в необычных ситуациях.
Некто С., возвращаясь домой после вечеринки с друзьями (и находясь, разумеется, в соответствующем состоянии), был задержан на улице милиционером (теперь их называют полицейскими), который предложил гражданину С. пройти с ним в отделение милиции. К несчастью нетрезвого С., отделение находилось в двух шагах – с точки зрения милиционера это была его легкая добыча для «галочки». Однако С. повел себя неординарно. Он, хотя и робко, но сказал буквально следующее:
– Товарищ сержант, конечно, я подчинюсь вам. Официально вы – представитель власти, а я – нетрезвый гражданин, так что вы абсолютно правы. Но посмотрите на это по-другому. Ведь дома, в кругу семьи или друзей вы тоже – нормальный, живой человек. Тоже отмечаете праздники и тоже веселитесь. Конечно, вы сейчас на работе, но как знать – будь всё иначе, то мы с вами, возможно, тоже могли бы сидеть за одним столом, веселиться, быть друзьями...
– Сами домой доберетесь, гражданин? – перебил его милиционер, тронутый такой человечностью, – обещаете, что без эксцессов?
Некоторое время спустя один знакомый С., которого звали Н., услышав эту трогательную историю, решил при случае взять на вооружение подобную манеру общения с представителями власти. Случай не заставил себя долго ждать. В самом скором времени Н. после крупной пирушки (но подкованный теоретически и от этого абсолютно спокойный) был задержан на улице бдительными сотрудниками милиции и доставлен в отделение.
– Товарищ капитан, – сказал он дежурному, развалившись на стуле, – ведь дома, в кругу семьи и друзей, вы нормальный человек. А тут...
Дежурный посмотрел на Н. удивленно, насупился и спросил, что тот имеет в виду.
– Да видите ли, – с важностью в голосе сказал Н., вооруженный чужим опытом, – мы с вами могли бы сейчас гулять за одним столом, а вы обращаетесь со мной как какой-то... представитель власти! И вообще...
– В «обезьянник» его! – угрюмо приказал капитан своим коллегам,– до утра!
– Вообще-то я не зверь, – с обидой объяснил капитан окружающим. – Хотел только составить протокол и отпустить его, но за такое... Я дежурю, а он гуляет, пьянствует, да еще и хамит! Ишь ты, «за одним столом»!
И нашего страдальца моментально заперли в зарешечённый бокс, в народе называемый «обезьянник».
Самое поразительное, что эта история на том не закончилась. У С. и Н. был общий друг, психолог по профессии, который однажды, выслушав с усмешкой наших друзей, весомо заявил, что они, несмотря на «разность своих результатов», тем не менее в обоих случаях действовали неправильно оба.
– Вы вели себя как дилетанты, – сказал психолог. – Запомните главное правило психологического контакта – в любом противостоянии нужно учитывать менталитет оппонента. Глупо, например, пытаться растрогать милиционера, и тебе, С., просто чудом повезло, что сотрудник тебя отпустил. Доведись нам втроем попасть в отделение, я бы показал вам, как нужно общаться с милицией по всем правилам психологии!
Далее произошла вещь достаточно обыденная. Встреча друзей происходила на квартире психолога, и глубоко за полночь он пошел провожать своих гостей на стоянку такси.
Разумеется, что вся троица находилась к этому времени в «критическом» состоянии и, разумеется, что попали они не на стоянку, а в отделение милиции окраинного московского района.
– Сущность психол-гич-ского контакта заключается в учете менталитета, – сказал психолог дежурному милиционеру, когда тот стал составлять на него протокол задержания. – Да! Это понимать надо...
И тут произошло трагическое. Психолог хотел сказать: «Это понимать надо – менталитет!». Однако в последнюю секунду организм подвел его – психолог на полуслове икнул, отчего из его груди вырвалось восклицание совершенно невозможное:
– Это понимать надо, мент!..
Больше он сказать ничего не успел. Корифея психологии заперли в «обезьянник» и, как он утверждает, даже «побили немножко», однако вся эта история, на наш взгляд, весьма поучительна. Она со всей очевидностью доказывает, что личный контакт с оппонентом (будь то частное лицо или представитель власти) играет исключительно важную роль. Но еще с большей очевидностью эта история свидетельствует о том, что чужой опыт общения может наследоваться, но даже в двух идеально схожих системах – с одинаковым результатом не воспроизводится.
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых интересных материалах (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
***Публикация подготовлена по материалам издания «Нормальная жизнь» (№1, 1998), автор С. Ильин***
Комментариев нет:
Отправить комментарий