Пожалуйста, если вы используете блокировщики рекламы, отключите их на данном сайте. Из-за минимальной доходности блога я вынуждена работать только офф-лайн, поэтому вы не можете получать новые уникальные материалы. Давайте помогать друг другу! Спасибо.

вторник, 11 января 2022 г.

Гармония согласных в татарском языке (Тартыклар гармониясе)

Гармония согласных звуков в татарском языке

Гармония согласных звуков – это уподобление согласных звуков по определённым признакам, которое в татарском языке включает следующие явления:

  • В зависимости от сочетания с гласными заднего или переднего ряда каждый татарский согласный звук имеет двоякое произношение: твёрдое и мягкое. Это различие в произношении (орфоэпии) особенно отчётливо проявляется на примерах произношения трёх согласных к, г, х (см. материал предыдущего занятия): кар [к₁ар] «снег», кер «входи», карлыгач [к₁арлыг₁ач] –«ласточка», күбәләк «бабочка» и т.д. (знаком «₁» обозначены глубокозаднеязычные звуки к, г, х).

    В отличие от русского языка, где мягкость и твёрдость согласных играет смысло-различительную роль (был – быль, сад – сядь), татарские согласные такой функции не имеют. Например, в словах бар «иди» и бәр «ударь», он «мука» и өн «нора, берлога», туз «береста» и түз «терпи», тыш «наружная сторона» и теш «зуб» различителями каждой пары приведённых слов являются не согласные, а гласные а и ә, о и ө, у и ү, ы и е.

  • Как известно, татарские согласные звуки делятся на звонкие б, д, в, v, з, ж, җ, г, г₁, п, р, м, н, ң, л, й и глухие п, т, ф, с, ш, ч, к, к₁, х, х₁, ц, щ, Һ, «гамза».

    Если корень (или основа) слова оканчивается на глухой согласный, то присоединяемый аффикс (окончание) может начинаться только с глухого согласного. Напри мер, мәктәп-кә «в школу», кит-те «пошёл», кыш-кы «зимний» и т.д..

    И наоборот, после звонкого согласного (а также гласного) основы присоединяемый аффикс может начинаться только со звонкого согласного авыл [аvыл]-га «в деревню», шәҺәр-дә «в городе», кил-де «пришёл, приходил», апа-га «сестре».

    Если корень (или основа) слова оканчивается на один из носовых звуков – м, н, ң₁, то начальный л в аффиксе множественного числа и звук д в аффиксе исходного падежа (-дан, -дэн) переходят в н (-нар, -нәр, -нан, -нән):
    күз-ләр «глаза»,
    шәһәр-дән «из города»,
    агач-тан «из дерева»,
    урам-нар «улицы»,
    алан-нан «с поляны»,
    салам-нан «из соломы».
    Данное явление в языкознании именуется прогрессивной ассимиляцией.

    В языке имеется также и регрессивная ассимиляция. В отличие от прогрессивной она представляет собой уподобление звуков в обратном направлении, т. е. от конца слова к началу. Например, зс перед аффиксами -сыз/-сез: суз-сез [суссез] «без слов», тоз-сыз [тоссыз] «несоленый» и т. д.; нм перед б в словах унбер [умбер] «одиннадцать», унбиш [умбиш] «пятнадцать», көн-багыш [комбагыш] «подсолнечник».

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Звонкие согласные татарского языка: б, д, в, v, з, ж, җ, г, г₁, п, р, м, н, ң, л, й.

Глухие согласные татарского языка: п, т, ф, с, ш, ч, к, к₁, х, х₁, ц, щ, Һ, «гамза».

Задание 1. Данные слова по последнему звуку корня распределите на звонкие, глухие и носовые (знание этого фонетического явления понадобится вам при непосредственном общении).
Акбур [ак₁бур] «мел»; акрын [ак₁рын] «медленно, тихо»; аң «сознание, разум»; бәхәс «спор, полемика»; гаҗәп [г₁әҗәп] «удивительный», давыл [даvыл] «буря»; ирек «свобода, воля»; карбыз [к₁арбыз] «арбуз»; кар [к₁ар] «снег», пычак [пычак₁] «нож»; тумран «чурбан»; тәвәккәл [тәvәккәл] «решительный»; тәкъдим «предложение»; хәрәкәт «движение», чирәм «трава», ышаныч «вера, доверие», ялгыш «ошибка».
Задание 2. При помощи аффиксов -лар, -ләр, -нар, -нәр в данных существительных образуйте их множественное число.
Күл «озеро», ләкләк «аист», козгын [к₁озг₁ын] «ворон», чәүкә «галка», кызылтүш [к₁ызылтүш] «зяблик», аккош [ак₁к₁ош] «лебедь», бөркет «орёл», әтәч «петух», песнәк «синица», сандугач «соловей», чебеш «цыпленок», карчыга [к₁арчыг₁а] «ястреб».
Задание 3. Присоедините аффиксы -да, -дә, -та, -тә, -га, -гә, -ка, -кә к словам:
авыл «деревня», шәһәр «город», савыт «посуда», мәктәп «школа».
Задание 3. Правильно прочитайте слова:
(з→с): тозсыз «несолёный», сүзсез «молчаливый», (и→ң): салынкы «отвислый», киеренке «напряженный»; (н→м): унбер «одиннадцать», унбиш «пятнадцать».

Прошу прощения за неудобство, но я не комментирую, не консультирую и не могу делать замечаний в рамках лекций по татарскому языку, поскольку данные лекции были целиком и полностью скомпилированы из материалов компетентных авторов. Я не специалист по этому языку.

Если вы нашли ошибки, вводящие в заблуждение других читателей, прошу указать это в комментариях, желательно со ссылкой на источник правильной трактовки. Также приветствуются комментарии и критика по существу непосредственно от носителей татарского языка, знающих его хорошо, спасибо.

***Публикация подготовлена по материалам учебника «Уроки Татарского Языка. Самоучитель» К. Г. Бадикова***

Комментариев нет:

Отправить комментарий