ВОПРОСЫ:
Гармония согласных звуков – это уподобление согласных звуков по определённым признакам, которое в татарском языке включает следующие явления:
В зависимости от сочетания с гласными заднего или переднего ряда каждый татарский согласный звук имеет двоякое произношение: твёрдое и мягкое. Это различие в произношении (орфоэпии) особенно отчётливо проявляется на примерах произношения трёх согласных к, г, х (см. материал предыдущего занятия): кар [к₁ар] «снег», кер «входи», карлыгач [к₁арлыг₁ач] –«ласточка», күбәләк «бабочка» и т.д. (знаком «₁» обозначены глубокозаднеязычные звуки к, г, х).
В отличие от русского языка, где мягкость и твёрдость согласных играет смысло-различительную роль (был – быль, сад – сядь), татарские согласные такой функции не имеют. Например, в словах бар «иди» и бәр «ударь», он «мука» и өн «нора, берлога», туз «береста» и түз «терпи», тыш «наружная сторона» и теш «зуб» различителями каждой пары приведённых слов являются не согласные, а гласные а и ә, о и ө, у и ү, ы и е.
Как известно, татарские согласные звуки делятся на звонкие б, д, в, v, з, ж, җ, г, г₁, п, р, м, н, ң, л, й и глухие п, т, ф, с, ш, ч, к, к₁, х, х₁, ц, щ, Һ, «гамза».
Если корень (или основа) слова оканчивается на глухой согласный, то присоединяемый аффикс (окончание) может начинаться только с глухого согласного. Напри мер, мәктәп-кә «в школу», кит-те «пошёл», кыш-кы «зимний» и т.д..
И наоборот, после звонкого согласного (а также гласного) основы присоединяемый аффикс может начинаться только со звонкого согласного авыл [аvыл]-га «в деревню», шәҺәр-дә «в городе», кил-де «пришёл, приходил», апа-га «сестре».
Если корень (или основа) слова оканчивается на один из носовых звуков – м, н, ң₁, то начальный л в аффиксе множественного числа и звук д в аффиксе исходного падежа (-дан, -дэн) переходят в н (-нар, -нәр, -нан, -нән):
күз-ләр «глаза»,
шәһәр-дән «из города»,
агач-тан «из дерева»,
урам-нар «улицы»,
алан-нан «с поляны»,
салам-нан «из соломы».
Данное явление в языкознании именуется прогрессивной ассимиляцией.В языке имеется также и регрессивная ассимиляция. В отличие от прогрессивной она представляет собой уподобление звуков в обратном направлении, т. е. от конца слова к началу. Например, з→с перед аффиксами -сыз/-сез: суз-сез [суссез] «без слов», тоз-сыз [тоссыз] «несоленый» и т. д.; н→м перед б в словах унбер [умбер] «одиннадцать», унбиш [умбиш] «пятнадцать», көн-багыш [комбагыш] «подсолнечник».
Звонкие согласные татарского языка: б, д, в, v, з, ж, җ, г, г₁, п, р, м, н, ң, л, й.
Глухие согласные татарского языка: п, т, ф, с, ш, ч, к, к₁, х, х₁, ц, щ, Һ, «гамза».
Прошу прощения за неудобство, но я не комментирую, не консультирую и не могу делать замечаний в рамках лекций по татарскому языку, поскольку данные лекции были целиком и полностью скомпилированы из материалов компетентных авторов. Я не специалист по этому языку.
Если вы нашли ошибки, вводящие в заблуждение других читателей, прошу указать это в комментариях, желательно со ссылкой на источник правильной трактовки. Также приветствуются комментарии и критика по существу непосредственно от носителей татарского языка, знающих его хорошо, спасибо.
***Публикация подготовлена по материалам учебника «Уроки Татарского Языка. Самоучитель» К. Г. Бадикова***
Комментариев нет:
Отправить комментарий